четверг, 2 марта 2017 г.

Ю. Кернер. Провидица из Префорста (отрывки)

1. Привидение в Оберстенфельде

Дом, в котором жил отец г-жи Х. в Оберстенфельде, составлял часть старинного бывшего католического монастыря для дворян. С давних пор (и различные его обитатели тому свидетели) в этом доме ночью часто раздавались необъяснимые шаги, стук в стены и в бочонки в погребе, потом звуки, как от бросания булыжников или как будто туда-сюда катался шар. Часто слышались также мелодичные металлические звуки, почти как от треугольника[*], после которых г-жа Х. и другие члены её семьи видели то тут, то там дух — женскую фигуру. В одной из нижних комнат дома, которую её отец всегда использовал как спальню, по ночам часто кто-то разгуливал, и отец больше не хотел там работать, потому что ему на плечо или ногу часто садилось неизвестное ему животное. В этой комнате также часто слышали звон, как если бы в ней люди сидели за праздничным столом и чокались бокалами. Самые тщательные проверки ни разу не позволили обнаружить причину. Была новогодняя ночь 1825 года, г-жа Х. сидела со своей семьёй и пела духовное песнопение, когда в сенях вдруг раздался звук падения чего-то тяжёлого. Тотчас же пошли посмотреть, но ничего не нашли. О происшествии больше не думали, и г-жа Х. вместе с сестрой и служанкой легла спать в одной из нижних комнат. Когда она уже с четверть часа провела в постели и ещё не спала, ночник, стоявший посреди комнаты с зажжённой свечой, начал безостановочно двигаться туда-сюда, так что его движение было видно и слышно. Всё, в первую очередь стол, на котором находился ночник, стояло прочно и тихо. Заметив это, она посмотрела вверх и увидела около своей кровати серую фигуру, одетую, словно рыцарь, но похожую на туман, через которую она, как ей показалось, смотрела насквозь.

= = = = = = =

[*] Т. е. музыкальный инструмент треугольник.

= = = = = = =

Эта фигура сказала ей совсем глухим голосом, подобным дуновению: «Пойдём со мной, ты можешь облегчить мои узы». Такой голос, подобный дуновению, тихому ветерку, всегда был у её духов вместо настоящего человеческого голоса. Она сказала: «Я не пойду с тобой!» Но со страху она тут же прыгнула в постель к сестре и крикнула ей и служанке: «Разве вы ничего не видите?» Те ответили отрицательно, и она промолчала, чтобы не испугать их тоже. Она велела служанке лечь на свою пустую кровать, потому что та стояла впереди остальных, и она думала, что служанка её сколько-то обезопасит. Служанка взяла одну из своих перин, но незримая сила вырвала у неё перину из рук, причём она не смогла поднять её и была вынуждена оставить её на полу. Больше ничего не происходило, и она спокойно заснула с другими двумя девушками. Чтобы своими глазами увидеть это привидение, если оно вернётся, на следующую ночь взрослый брат, человек смелый, по желанию родителей лёг в той же комнате на нескольких стульях. Ровно в 12 часов, после того, как ночник со свечой снова принялся ёрзать туда-сюда по столу, фигура снова ей явилась. Она крикнула: «Вот он опять!» Брат и две другие девушки хорошо видели и слышали, как ночник словно сам собой удивительнейшим образом ездит туда-сюда, но не видели никакой фигуры. Эта фигура (брат напрасно звал её) спокойно встала перед её постелью, и она теперь увидела в ней более точно подобие рыцаря, который, однако, выглядел не как естественный человек, а как туман, через который можно было смотреть насквозь. Его лицо было гневным и принадлежало мужчине пятидесяти лет. Тут кровати её и сестёр (что видел и брат) начали качаться, и фигура прошелестела ей: «Если ты не пойдёшь со мной, я выкину тебя из окна!» Она сказала: «Во имя Иисуса сделай это!» Тут фигура пропала, через несколько минут явилась вновь и прошелестела ей: «Я брошу тебя в глубокий погреб!» Она откликнулась: «Во имя Иисуса сделай это!» Фигура снова исчезла, но через несколько минут вернулась и пригрозила зарезать её, однако она сказала: «На это у тебя нет власти!» Фигура исчезла и три ночи подряд не появлялась.

На третью ночь фигура снова встала рядом с её кроватью и сказала: «Ты должна пойти со мной, я спрятал письменные принадлежности. Под песочницей лежит кое-что написанное и пара монет.» Она сказала: «Я не пойду с тобой, эти письменные принадлежности не могут дать тебе блаженства.» Тут фигура снова пропала. Это явление сильно её ослабило, так что её болезнь усилилась, и она не могла покинуть постель. Её родители не позволили ей больше спать в нижней комнате, перенесли её кровать в одну из верхних, где спали они оба, в надежде, что после смены комнаты явление, может быть, не повторится. Но этого не случилось: теперь фигура явилась ей уже вечером, и она вновь впала в сомнамбулическое состояние, потому что фигура влияла на неё самым ужасным образом. Семь дней кряду дух являлся ей как в состоянии бодрствования, так и в сомнамбулическом состоянии, средь бела дня, в сумерках и ночью. Она отсылала его в их беседах (которые, однако, всегда были краткими) к слову Божьему и указывала, что лишь Спаситель может быть его избавителем, призывала его обратиться к молитве и часто часами молилась вместе с ним, причём всегда видела его коленопреклонённым. Он также открыл ей, почему после смерти попал в такое положение: он совершил братоубийство и происходит из рода Вайлер фон Лихтенберг. По его словам, сперва он воображал, будто стоит забрать у него те письменные принадлежности и бумагу, и он окажется в лучшем положении. Передают, что он часто называл некое помещение под полом церкви в О. особенным, как если бы там тоже было спрятано нечто важное. Но она всегда возражала, что не она его избавит, а только Спаситель: ему надо научиться молитве, чтобы обращаться к Нему. Так она отвратила его от заблуждения насчёт письменных принадлежностей и бумаг внутри них, и постепенно он при своих появлениях перестал говорить о них, но всегда — о молитве и о силе, которую постепенно начинал чувствовать в себе от неё.

В первые три ночи, когда он являлся ей в верхней комнате, её родители также слышали перед его появлением хлопок возле окна, причём лопалось оконное стекло.

В седьмую ночь, в 12 часов, когда она была в состоянии полного бодрствования, дух снова явился ей, поблагодарил её за то, что она привела его к Спасителю, и объявил ей, что наступает час его избавления. Он опустился на колени (как она видела) перед её кроватью и в последний раз помолился вместе с ней. Теперь его фигура выглядела гораздо светлее и дружелюбнее. Вдруг появились семь белых детей, радостных и светлых, это были его дети, взрослые, они взяли его в кольцо и запели, хотя их могла слышать только она, неописуемо красивыми голосами. Дух пел с ними, и она тоже. От этого пения она впала в сон, в котором продолжала петь громко и очень красиво, но скоро очнулась и в этом состоянии заговорила с духом, который захотел теперь оставить знак у неё на руке, чего она, однако, не позволила. Он не отступал от неё, пока её водительница, бабушка, в том же виде, как при жизни, не встала между ней и духом. Тогда двое детей взяли его за руки и улетели с ним и с остальными.

Она долго оставалась под впечатлением от ухода духа; у неё надолго сохранилось смешанное чувство радости и печали.

Привидение в Кляйнгартахе

В Кляйнгартахе есть женщина пятидесяти с лишним лет по фамилии Фритцлен, которую 24 года подряд донимало странное привидение, и она рассказала мне о нём следующее:

«24 года назад, в два часа ночи, когда я лежала без сна в постели, я услышала в комнате треск и вдруг увидела синий свет, а в нём – существо, показавшееся мне в точности движущейся лягушкой, которая села рядом с моей кроватью, посидела сколько-то и потом опять исчезла. На третью ночь после этого свет приблизился ко мне ещё больше, и я почувствовала в своей руке руку маленького ребёнка. Когда я сделала усилие, чтобы освободиться, она ускользнула от меня, и я ощутила на своём теле многопудовую тяжесть; и так продолжалось три ночи кряду.

С тех пор это беспокойство происходит почти еженощно, летом около двух часов, зимой в полночь, причём принимает различный облик; обычно сперва показывается свет, внутри которого находится нечто живое, что я не могу сравнить ни с чем, кроме лягушки, садится рядом с моей кроватью и потом превращается в самых разных, часто очень противных животных, например, в сову, кошку, уродливую лошадь и т. д. Так на протяжении долгих лет меня в большей или меньшей степени лишают ночного отдыха и часто доводят до отчаяния.

Не только мой супруг, но и мои соседи, особенно Фридрих Мёлль, однажды видевший это явление, могут засвидетельствовать это моё несчастье.»

Поскольку эта женщина сослалась на другого человека как свидетеля своего привидения, то я попросил одного знакомого в Кляйнгартахе [1] расспросить об этом упомянутого Фридриха Мёлля, который, по словам моего знакомого, был совершенно честным, трезвым, прямодушным человеком и который показал следующее, причём вместе с мужем Фритцлен заверил, что готов поклясться жизнью в верности этих показаний:

= = = = = = =

[1] Это в высшей степени почтенный учитель Ригер из тамошней школы.

= = = = = = =

«Фритцлен и моя жена были добрыми соседками, поэтому она однажды попросила нас, после того, как много раз говорила нам о своих страданиях, дать ей переночевать у нас, а я чтобы переночевал у неё с её мужем, и тогда станет ясно, будет ли дух-мучитель посещать её и в другом доме и заметит ли другой человек в её доме признаки этого духа.

Мы откликнулись на её просьбу, и в первую же ночь, когда я лёг в доме Фритцлен там, где спала она, я около 12 часов увидел четырёхугольный кусочек бумаги, летавший над кроватью, который опустился на брус полога и под конец в образе примерно четвертьфутового человечка приблизился к месту, где обычно спала Фритцлен. Я сразу попробовал поймать фигурку, но как ни силился, не смог схватить никакого предмета.

В это время муж Фритцлен вскочил, схватил саблю, стоявшую возле кровати, и много раз безуспешно пробовал ударить фигурку, которая около половины второго удалилась, но до тех пор оставалась у нас перед глазами, словно дразнясь.

На этом я не успокоился и провёл в доме Фритцленов ещё одну ночь. В то же время, в какое предыдущей ночью показалось привидение, вдруг начался треск, словно возле стенного шкафа, имеющегося в комнате, к кровати начал по воздуху приближаться синий огонёк, в образе движущейся лягушки он сел на брус кроватного полога; потом приблизился к постели и несколько раз снимал с меня одеяло. Муж Фритцлен молился и ругался, но привидение опять осталось примерно до двух часов, после чего явилось Фритцлен в моём доме и завело с ней свою прежнюю игру.»

Тогда я попросил узнать у жены Мёлля, у которой ночевала Фритцлен, заметила ли она тоже призрака, когда тот пришёл к Фритцлен, на что она ответила следующее:

«В ту ночь, когда Фритцлен спала в моём доме, около двух часов после сильного треска словно раскрылась запертая дверь горницы, и тогда раздались звуки, как будто от дверей до кровати катали шар. Сразу после этого Фритцлен задышала испуганно и глубоко, так что я несколько раз толкнула её в бок, чтобы разбудить её, потому что думала, что она спит, но она не спала, а сказала, что в этот момент перед ней встал её прежний дух-мучитель, на этот раз в облике охотника, направившего на неё своё ружьё, и что сразу, как начал кататься шар, она сильно испугалась вещей, которые должны были сейчас повториться. Раз привидение последовало за Фритцлен и в наш дом, я больше не пустила мужа на третью ночь в дом Фритцленов, опасаясь, что эта нечистая сила окопается и у нас.»

Комментариев нет:

Отправить комментарий